изображения богов ханты

Добрый день! Вас приветствует древняя Югра!

Еще совсем недавно на севере Западной Сибири рядом с поселениями коренных жителей или далеко в лесу можно было встретить святилища – культовые сооружения, где хранились изображения различных божеств. Каждый из них выполнял свои функции, позволяя человеку жить в гармонии с природой. Новая эра в освоении Сибири нарушила это равновесие. Люди стали забывать своих богов, и боги не простили им этого, лишив людей своего покровительства. В наши дни всё реже и реже можно встретить действующее святилище. Да и людей, помнящих свои исторические корни, обряды и обычаи,ритуалы,  почти не осталось. Лишь изредка наткнётся охотник в лесу на сгнивший лабаз с фигурками некогда могущественных божеств, да вспомнит старик обрывок предания или забытой песни. Всё дальше в прошлое уходит от нас некогда богатая и самобытная культура. Давайте обратимся к богатейшему пласту духовного мира юганских хантов, название которому – религия.

Самый главный бог группы юганских хантов – это Торум-санки – Бог «Небесного света» или Сорни-Санки – Бог «Золотого света» или Нум-торум – Бог «Верхнего неба». Его представляют в образе старика, руководящего всем миром. Одет он в шубу и шапку из шкур белого соболя. По одним из представлений, у него было семь сыновей. Деревом Санки считается берёза. Поэтому на берёзах развешивают для него приношения – шкуру и рога жертвенного животного, обвязанные белой тканью. Каждый мужчина, становясь взрослым, должен сделать Санки жертвоприношение (белый олень, белая ткань). Если жертвуют пожилые, то подносят 50 м ткани. Когда юганские ханты говорят, что у них семь главных богов, то, вероятно, имеются в виду семь сыновей Нум-торума.

боги народа хантыСамый почитаемый из них – Кон-ики («Царь-мужик»). Это старший сын и первый заместитель Нум-торума. Он следит за всем миром, всё видит и может наказать или наградить. Кон-ики представляется всадником в соболиной шубе, на белом коне, облетающем семь небесных слоёв, и способным, пока горит береста, объехать вокруг земли. Он считается защитником людей. Сохранилось предание, что Кон-ики бился с Манк-ики – великаном, пожирающим людей, и разорвал его на части. Из крови людоеда появились комары, которые пьют кровь. Кон-ики жертвуют белую лошадь или белого оленя. Жертвоприношение делает каждая семья зимой на священном месте или за домом, у северной стороны. На шею животного привязывают белую ткань. Считается, что у Кон-ики есть специальный столб мурах вах, мурах кав анкыт – («крепкий железный, крепкий каменный столб»). Когда молятся, просят Кон-ики, чтобы он сам потом лошадь к столбу привязал. Потом убивают жертвенное животное. Этот ритуал повторяется через каждые семь лет.

Следующий из верховных богов – Вой-орт-ики («Мужик-хозяин-зверей»). Его считают вторым после Кон-ики, помощником верховного бога.Он живёт в третьем мире семибездного неба. С именем Вой-орт-ики связывают происхождение зверей и, в частности, лося. Считается,что именно Вой-орт-ики посылает людям удачу в промыслах. Поэтому каждый охотник, отправляясь на зимнюю охоту, посвящает ему поры и вешает на сосну красный материал.

Третьим сыном верховного бога считается Ягун-ики («Югана мужик»). По представлению хантов, он был родственником Сотхэм-той-ики (Сотым-тэ-ики) – свояком, т.е. братом его жены. Юганские ханты почитают Ягун-ики главным божеством – покровителем Большого Югана. Образ его более человечен, чем Кон-ики и Вой-орт-ики. Сохранилось много преданий о его земном существовании. Несмотря на божественное происхождение, Ягун-ики рос, как обычный ребёнок, о чём существует предание.

«Как-то бабушка потеряла маленького Ягун-ики. Долго его искала повсюду, а найти никак не может. А он в это время ловил щук и ел их икру. Поймает щуку, залезет под обласок и икру ест. Бабушка увидела – из-под обласка ноги торчат, вытащила Ягун-ики. У него всё лицо в икре. Заплакала бабушка – думала уже, что Ягун-ики погиб».

изображение древних боговЯгун-ики обладал сверхъестественными способностями. Например, мог обращаться в соболя или медведя. У Оби есть камень в форме медведя. Юганские ханты говорят, что он олицетворяет Ягун-ики. По их представлениям, он обладал способностью создавать живые существа, о чём тоже существует предание: однажды Ягун-ики шёл по лесу и его закусали комары. Он устал, и комары его так замучили, что он решил создать существа, которые бы поедали комаров и мошек. И создал стрекоз. Другое предание повествует о том, как Ягун-ики поссорился с Ас-ики и создал для своего народа мелких рыбок (вроде ершей), чтобы люди не голодали.

У Ягун-ики было три жены. Первую звали Эвут-ими – «Священного места женщина». Она – с Большого Югана. Её святилище находится возле юрт Чигаевых. У них родился сын Атым-пугут-ики. Но совместная жизнь их не ладилась и они расстались. Следующие жёны Ягун-ики – Ас-ики-эвуи – «Обского старика дочери». Они были сёстрами, которых он украл у Ас-ики с низовьев Оби. Эти жёны тоже родили ему по сыну.

Существует предание, что Ягун-ики хотел жениться на Касым-ими – «Казымская женщина». Но та отказалась выходить за него замуж, очевидно, недовольная его поведением:

«Ягун-ики сначала украл оленя. Касым-ими его догнала, стала отнимать. Они начали тянуть оленя в разные стороны и разорвали. Передняя часть досталась Касым-ими, а задняя – Ягун-ики. Поэтому на Казыме больше оленей».

Ягун-ики постоянно заботился о своём народе. Он пригнал на Юган оленей с Казыма. Для защиты своих угодий от проникновения врагов по воде сделал на Большом Югане три каменных переката из унесённых из Казыма камней. По представлениям юганских хантов, раньше по реке Югану были только болота и Ягун-ики привёз сосновые боры. Подобные эпизоды отражены в устной традиции не только у юганских хантов. На Малом Салыме записана такая легенда.

Легенда о Ягун-ики и салымских сосновых борах.

Как-то на верховьях Салыма в Нюром-Вош к Сотым-тэ-ики пришёл его друг – богатырь Ягун-ики. Сели они пировать. Ягун-ики говорит: «У меня одни болота, охотиться на белок негде, а у тебя сосновые боры хорошие. Дай мне на время боры побелковать». – «Как ты сможешь унести эту священную землю?» – отвечает Сотым-тэ-ики. – «Я отнесу, не волнуйся» – говорит Ягун-ики. – «Ну, если сумеешь – то бери». Попили они, погуляли. Наступила пора расходиться. Ушёл Ягун-ики. Прошло некоторое время. Подумал Сотым-тэ-ики: «Что-то я загулял, пойду схожу на охоту». Идёт и идёт, идёт и идёт, а кругом – болота и болота. Говорит: «У меня такие хорошие сосновые боры были. Куда они делись?» Дальше шёл-шёл, потом вспомнил про Ягун-ики: «Он, наверное, забрал боры. Как только умудрился! Всю землю с собой унёс, а мне одни болота остались. Вот это богатырь так богатырь».

(Продолжение следует)

Перейти на главную страницу

Понравилась статья? Расскажи друзьям
Давай общаться

Related Posts

Февраль 19, 2012 | Религия | Комментарии отсутствуют Понравилась заметка Боги юганских ханты? Используй RSS ленту для чтения.

Комментировать