ханты-охотница

Добрый день! Вас приветствует древняя Югра!

С древнейших времён надолго основой жизнедеятельности для аборигенов Западной Сибири стало присваивающее хозяйство. Оно было ориентировано на охоту и рыболовство. Скотоводство формировалось в ограниченном виде, земледелие же почти не получило распространения.

Охота древнего и средневекового населения Западной Сибири. Охота для коренного населения  являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности. Она обеспечивала аборигенов пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Причем, люди были заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. Именно такое регулирование хозяйственной деятельности было характерно для населения Приобья – ханты и манси. Такой промысел, не наносящий ущерба природе, расценивается как хорошо организованный высококультурный. С древних времён в основном охотились на оленя, лося и бобра. Когда наметился устойчивый спрос на меха, большое значение приобрёл отстрел соболя и белки. Их шкурками оплачивался ясак. Также во все времена большую роль играла охота на водоплавающую и боровую дичь.

http://moya-yugra.ru/2012/02/hozyaistvo-narodov-sibiri/

По способам охота делилась на активную и пассивную. При активном способе охотник принимал в ней непосредственное участие (например, преследуя по насту лося). В летнее время отстрел зверя вели с лодки при сплаве. В знойные дни (бывают у нас и такие летние денёчки) звери заходили в воду, чтобы спастись от гнуса и простаивали там часами. Там они и становились добычей скрытно подплывавших охотников. При пассивной охоте для добычи животных расставлялись разнообразные ловушки и самострелы. В этом случае присутствия людей не требовалось. В древности для пассивной охоты на оленя и лося применяли загороди и ловчие ямы. На местах водопоя по берегам рек ставили заборчики из 2-3 жердей. Там, где были оставлены проходы, выкапывали ямы-ловушки. На дне ям ставили острые колья, сверху ямы маскировали дёрном и хвоей. В XIXвеке в большей степени стали использовать настороженные луки. Конечно, на сооружение таких ловушек тратили много сил и времени, но оно стоило того. В то время стада северного оленя были многочисленны. К тому же, в ловушку мог угодить и такой крупный зверь, как медведь.

Свои особенности имеет промысел на бобра. Осенью определяли расположение бобровых хаток. Сама охота приходилась на декабрь-январь. Причём, велась она с соблюдением определённых ритуалов и растягивалась на несколько суток. Из еловых плах, заготовленных накануне, делали заборчики. Заборчики погружали в воду, перегораживая реку, чтобы не дать бобру уплыть подо льдом. После этого хатку разрушали и всё семейство становилось добычей охотников. Вторичный промысел на этой речке повторялся не ранее чем через 2-3 года. Охотники сознательно отводили время на восстановление поголовья.  Летом бобра отстреливали из засады или устанавливали самострелы. Капканы местные охотники не использовали. Такой способ охоты считали истребляющим и резко осуждали русских охотников, пользующихся капканами.

Если промысел копытных вёлся с целью получения мяса, шкур и рогов, то отлов бобров имел ещё одно важное направление – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными. Кроме того, они очень помогали охотниками. Их пахучесть позволяла заглушить запах человека на предметах, которых касалась рука охотника. А ещё запах бобра привлекал тех животных, для которых он был в природе добычей. В тех же целях использовали желчь барсука и пихтовую хвою. Очищение также достигалось окуриванием дымом можжевельника, пихты, берёзового нароста (чаги) и обычным паром, который получался при поливании водой раскалённых камней.

Добыча мелкого пушного зверя и боровой дичи велась луками, петлями и всевозможными ловушками давящего типа (слопцы, плашки, черканы). Проверка слопцев, расположенных неподалёку от селений, и поддержание их в рабочем состоянии было обязанностью подростков, стариков и женщин.

Регулирование численности животных достигалось введением запретов на добычу зверей в местах, объявлявшихся святыми (заповедными). Регулированию способствовало и наличие промысловых троп-тёсов (по-хантыйски – юш). Когда-то эти тропы пересекали всю тайгу и принадлежали различным семьям. Охотники метили свои угодья особыми затёсами – тамгами.Обычно для этой цели выбирали хвойные деревья. Почему хвойные? Дело в том, что блеск вытекшей смолы был виден даже в сумерки. Попутно на деревьях вырезали знаки, рассказывавшие об охотничьей доблести, о количестве прошедших по тропе людей и сопровождавших их собак.

запорное рыболовство

Запорное рыболовство

Рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири. Рыболовство было древнейшим занятием народов, заселявших север Западной Сибири. Причём, здесь были свои особенности, которым способствовали: огромные разлива рек после весенних паводков , а также губительные для рыбы заморы.

Широко использовался такой вид рыбной ловли, как запорное рыболовство – искусственное огорожение водоёмов или участков рек. Любопытно, что до недавнего времени у ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

Возведение запорных сооружений и поддержание их в рабочем состоянии – очень трудоёмкое занятие. Оно требовало коллективных усилий большого числа людей. Запоры ставили на путях нерестового движения рыб и в местах, где она обычно скапливалась во время зимних заморов. После падения уровня воды рыба оставалась в огороженных пространствах. Оттуда её брали в необходимом количестве до самой глубокой зимы. Хочу обратить ваше внимание на то, во время охоты или рыболовства добывали только необходимое количество дичи и рыбы.

Запорное рыболовство не являлось истребляющим. Люди, ведущие такой лов, никогда не делали сплошное перегораживание крупных рек, по которым весной поднималась основная масса рыбы.

подледный лов

Подледный лов рыбы

Для лова рыбы применяли и различные сетевые ловушки. Плели их, скорее всего, из крапивного волокна. Сетевое рыболовство носило индивидуальный характер. Значение сетевого рыболовства возросло с появлением большого невода, длиной 500-600 метров. С этого момента стали цениться пески – отлогие песчаные или мелкокаменные берега. Подсчитано, что в Тобольской губернии по Оби и Иртышу было 203 рыболовных песка. С одного песка кормились жители нескольких селений (200-300 человек). Ценные породы рыб (преимущественно муксун) добывали сетевыми орудиями – колыданами.



оленеводство в Западной СибириСкотоводство. Древнее население тайги занималось и разведением домашних животных. С конца II тыс. до н.э. жители южной тайги заимствовали у скотоводов лесостепи навыки коневодства. В середине I тыс. до н.э. домашняя лошадь была известна уже в средней тайге, на широте современного города Сургута. Лошадь хорошо прижилась благодаря своей способности разгребать снег копытом для добывания корма. Лишь в суровые зимы животных содержали в утеплённых хлевах. За два тысячелетия в западносибирской тайге были выведены очень неприхотливые породы лошадей – вогулки и нарымчанки. Лошадь использовалась в качестве транспортного животного. В бронзовом веке Западной Сибири был известен такой экзотический способ передвижения, как буксировка конём лыжника.

оленьи нарты

Оленьи нарты

До сих пор точно неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I в. до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги. Они использовались в качестве транспортных животных – для запряжки в нарты. Домашние олени применялись при охоте. Под их прикрытием охотник мог подобраться к стаду диких оленей на расстояние выстрела из лука. Мясо оленей употребляли в пищу, из шкур выделанных шили одежду, жилы использовали в качестве ниток. Они были и основными жертвенными животными на средневековых святилищах сибирской тайги.

туеса из бересты

Берестяная посуда

Домашние ремёсла жителей таёжного Приобья. До сравнительно недавнего времени хозяйство обских угров имело натуральный характер. Все необходимые в быту и на промыслах вещи и одежду изготовляли самостоятельно из подручных материалов. Наиболее распространены были предметы из бересты, дерева, травы, шкур животных и рыбьей кожи. Из бересты делали различные ёмкости, миски, короба. Из бересты же делали оригинальные детские колыбели. Для эластичности и прочности бересту вываривали в горячей воде или рыбьем жире. Многие изделия из бересты украшали узорами. Очень красиво получалось, когда под ажурную резьбу подкладывали цветные ткани.

Лирическое отступление: А потом колыбель заполняли гнилушками от деревьев. Разумеется, не в виде сучков и палок. Когда сучки и ветки сгнивают основательно, они превращаются в порошок. Вот этот порошок и засыпали в колыбель. Он не только хорошо впитывал влагу, но и служил антисептиком: уничтожал болезнетворные микробы.

Из расщеплённого кедрового корня или из черёмуховой древесины делали плетёные короба. Некоторые виды посуды были настолько непроницаемы, что  в них можно было даже греть воду.

Во многих домах на полу стелили циновки, сплетённые из осоки или камыша. При плетении в них вкладывали полоски окрашенной травы, получался строгий геометрический рисунок. Края циновок для большей прочности и красоты мастерицы обшивали кожей налима, окрашенной в красный цвет.

Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шили разнообразную одежду. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя. Особенно поражала воображение одежда, изготовленная из обработанных рыбьих кож – рубахи, штаны, халаты. Такая одежда была прочной, влагоустойчивой, но хорошо пропускала воздух.

девочки в национальной одеждеДля зимней теплой одежды использовали оленьи шкуры. Сах – женская двойная шуба была распашной. Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом, обращённым к телу, и гусь с мехом наружу. Его надевали в сильные морозы поверх малицы. Мастерицы украшали одежду мозаикой из окрашенной рыбьей кожи, оленьего меха, цветного сукна. На вышивание отдельных изделий уходило более года. Эти изделия сейчас признаются шедеврами угорского орнаментального творчества. Женские рубахи украшали бисером. Красивые узоры из бисера нашивались и на халаты, обувь, рукавицы, кисеты.

Для окраски применяли минеральный пигмент – охру. Она давала оттенки от жёлтого до бордового цвета. У обских угров охра была известна под названием нэрп. Она применялась для окраски деревянных изделий (нарт, лодок, вёсел, тарелок) и шкур животных. Ярко-красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы и черёмухи. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

нефтеюганск-город на острове

Нефтеюганск - город на острове

Лирическое отступление: Весенние паводки у нас– незабываемое зрелище, когда смотришь на это с высоты птичьего полета. Раньше к нам «только самолетом можно долететь» (или по реке, но это летом). Самолёты летали маленькие, выше облаков не поднимались, так что видно всё, что проплывало внизу. И во время весеннего паводка «вода, вода, кругом вода». Те, кто впервые видел это из иллюминатора самолета, обычно спрашивал: «А где вы живете? Здесь же кругом вода, земли даже не видно!» Предлагаю вашему вниманию несколько фотографий.

Перейти на главную страницу





наш остров

реки и протоки Приобья

речная дорога Сибири

весенний паводок

протока

буровая площадка

Понравилась статья? Расскажи друзьям
Давай общаться

Related Posts

Февраль 15, 2012 | История края | Комментарии отсутствуют Понравилась заметка Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири? Используй RSS ленту для чтения.

Комментировать