таежные духи народов югры

Добрый день! Вас приветствует древняя Югра!

Единство окружающего мира и человека. Древние обитатели тайги очень зависели от внешнего мира. Они полностью отожествляли себя с обитателями тайги. Особенно ярко это проявляется в том, что юганские ханты считали, что их род ведет происхождение от каких-либо представителей животного мира. Например, они были убеждены, что образ  жизни их братьев – бобров мало отличается от человеческого. Они тоже строили себе дома, перегораживали реки, имели семьи, воспитывали детей и делали для них игрушки. Обитатели тайги считали, что животные и растения понимают язык людей. Когда ханты приходилось ночевать в лесу и они вынуждены были наломать лапника для ночёвки, они объясняли дереву, что причиняют ему боль не нарочно, а по жизненной необходимости. Считалось, что нельзя приносить вред природе точно так же, как и людям-соседям.

святилище высокого ранга у мансиПредставления таёжного населения о духах. Древние люди Югры полностью отожествляли себя с природой. Они считали себя неотъемлемой частью природы и давали любому природному явлению, любому событию в своей жизни, убедительное и понятное для себя объяснение.

Например, они считали, что не существует строгого разделения на живую и неживую природу. Обычный камень, лежащий на берегу реки, считался неживым предметом. Но если он, выведенный из состояния равновесия, покатился, его могли признать живым.

Таёжные жители верили в существование духов. Этот мир духов был настолько велик, что люди не только не могли подсчитать их, но даже не знали все их имена. Конечно же, одни духи были хорошие, добрые, а другие – Злые, постоянно стремящиеся принести беду. Чтобы задобрить злых духов и отблагодарить добрых, жители тайги приносили духам жертву. Жертва могла быть кровавой, а могла быть и бескровной (шкурки зверей, различные украшения и другие предметы). Обязательно приносили жертву духу леса, где были расставлены слопцы, и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого, как считалось, зависел успех промысла и благополучия людей.

Духи-покровители делились на всеобщих, местных и семейных. От этого зависела сила их воздействия. Понятно, что всеобщие и местные духи имели больший круг влияния. Но и те и другие оказывали покровительство промыслам и защищали человека от злых духов, которые несли беду и болезни людям и животным. Духи болезни тоже имели свои различия. Одни духи были видимы. Они могли принять облик какого-либо животного, птицы или даже человекоподобного существа. Другие духи были невидимы человеку. Но их присутствие могло выдать необычное поведение собак, которые вдруг начинали лаять или просто беспокойно себя вести. На их присутствие мог указать и костер, начиная вдруг искрить или потрескивать.

Очень интересно отношение человека к своим духам-покровителям. Если дух помогал людям, его благодарили , дарили подарки. Если же дух-покровитель не оказывал помощь на охоте или рыбалке, его могли и наказать.  У духов были свои владения, где возникали святилища – места поклонения духам, именно там совершали жертвоприношения. Обычно это были места старых захоронений, заброшенные поселения, необычные по форме деревья, мыс реки или озера, пещеры и другие объекты природы. Нередко эти места были под запретом для женщин и детей. Но женщины могли иметь и свои святилища.

поклонение главному богу ТорумПредставления таёжного населения о душе. Человека и живые объекты – животных, растения, воду в реке, гром, молнию, духов – объединяло также то, что они могли обладать не только внешней оболочкой, но и особой жизненной силой – душой.          Душа была невидима для глаз, но, тем не менее, это было что-то конкретное и материальное. Но единое представление о количестве душ и о том, что же душа из себя представляет , какая она  – никто не знал. Как и все древние жители земли, обские угры считали, что во время сне человека его душа путешествовала по миру. Когда она возвращалась в телесную оболочку человека, он просыпался. Но по пути душа могла заблудиться, если её внезапно что-то испугало, или её мог похитить злой дух болезни. В этих случаях она не могла вернуться и человек не просыпался, то есть умирал.

культовый амбарчик

Культовый амбарчик

После смерти человека его тело готовили в последний путь. Древние люди боялись, что умерший может вернуться и унести с собой душу кого-нибудь из живых. Чтобы умерший не обиделся, соблюдались определённые ритуалы. Это были своего роды меры предосторожности. Для этого в горб или в лодку вместе с телом помещали вещи и предметы, которые ему могли пригодиться, устраивали угощение – поминки. У обских угров было принято какое-то время хранить в доме деревянное или бронзовое изображение умершего.

Умерший и отделившаяся от него душа продолжали жить на поселении для мёртвых. Душа могла вселиться в тело (рождение ребёнка, пробуждение от сна) или могла уйти из него, могла быть похищенной или возвращенной. Считали, что полное уничтожение тела и души происходит только при сжигании трупа или при снятии скальпа.

Несмотря на родство с братьями-животными, человек вынужден был охотиться на них, чтобы выжить. Но охотник всегда помнил, что у животного тоже есть душа, что оно может “обидеться” на охотника и в следующий раз уже не попадется. Поэтому, после удачной охоты люди старались задобрить души животных и оставляли для души хоть какое-то пристанище, чтобы животные могли воскреснуть. Отсюда и древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости, а собирать их в определённом месте (в лабазе, коробе, яме). Чтобы воскресшие птицы не летали с опалёнными крыльями, запрещалось сжигать пух и перья. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

Перейти на главную страницу

Понравилась статья? Расскажи друзьям
Давай общаться

Related Posts

Февраль 18, 2012 | Религия | Комментарии отсутствуют Понравилась заметка Природа и человек? Используй RSS ленту для чтения.

Комментировать