Добрый день! Вас приветствует древняя Югра!

свадебный обряд:сватовствоВступление в брак считалось одним из важнейших событий в жизни. Только женатый человек как равный вступает в круг сородичей, становится полноценным членом общества. На это указывают и хантыйские термины для обозначения различных возрастных категорий: после женитьбы юноша из мальчика (пах) становится мужчиной (ики), а девушка из девочки (эви) превращается в женщину (ими).

Выбор брачных партнеров у юганских ханты  диктовался традиционными нормами. Прежде всего учитывалась родовая принадлежность будущих супругов: требовалось, чтобы жених и невеста относились к разным родам (сир). Так же учитывалось и имущественное положение – состоятельные стремились сватать состоятельных, а бедные – бедных. Одновременно существует запрет и между кровными родственниками до четвертого, иногда до седьмого колена.

Брачным возрастом у юганских ханты для юноши считался 17-18-летний рубеж, для девушки – 16-17 лет. Говорят, что в старину девушек просватывали в 11-12-летнем возрасте.  Существовал и обычай испытания невесты. Девушка должна была замесить тесто, сделать лепешку, проткнуть ее палочкой и поставить в печь. Если лепешка сползала с палочки, девушку в текущем году замуж не отдавали, считалось, что она еще плохая хозяйка и должна научиться печь хлеб. Главными достоинствами невесты считались трудолюбие, здоровье.  Внешние данные в расчет не принимались. О красоте девушки судили скорее по нарядности и качеству сшитой ею одежды. Нередко у супругов наблюдалось резкое различие в возрасте – 15 и более лет, причем старше могла быть и женщина.

свадебный обряд:сватовство

Брак у юганских  ханты совершался путем сватовства или похищения. В первом случае дело решали родители (прежде всего отец, в случае отсутствия отца – мать, а в случае отсутствия обоих родителей – старшие братья). Мнение молодых могло и не учитываться. Одна женщина рассказывала, что ее бабушка не хотела выходить замуж за овдовевшего старика, но родители просватали ее. Сватовство длилось несколько месяцев, и все это время она мечтала, чтобы старый жених умер. Но все равно сватовство состоялось. При браке «убегом» молодые сами принимали решение, не спрашивая воли родителей. Добрачные связи девушки хотя и осуждались, но большим пороком не считались. Широко распространены были браки с женой брата (левират).

В этнографической литературе содержится немало указаний о многоженстве у ханты. Многие авторы считают, что оно было распространено среди богатых. Но, скорее всего, двоеженство имело место в тех случаях, если первая жена была старой и не справлялась с хозяйством. Один из юганских ханты, когда его жена стала плохо управляться по дому, спросил ее разрешения жениться на молодой. Та разрешила. Старик привез молодую жену. Первой жене пришлось нянчить детей молодой жены своего мужа. При следовании обычаю левирата также отмечалось двоеженство.

В традиционном обществе брак рассматривался как обмен: невеста передается в группу (род) жениха, за что родня жениха должна уплатить родне невесты. Свадебный обряд начинался со сватовства (мой). У юганских ханты первый раз ехала сватать мать жениха с родственницами-женщинами (мой инныт – первый приезд сватов). Гости приезжали с отрезом ткани, который выступал своеобразным знаком визита. Сваты везли подарки, угощение.  Родители невесты встречали гостей молча.  Давать согласие на брак сразу было не принято. Обычно церемония предполагала несколько визитов (до 7 раз).  Второй и последующие разы сватать ездили отец, мать и сам жених в сопровождении родственников (мой йие – второй визит сватов). Они привозили с собой сукно на халаты, платки, пушнину, продукты и вино. Среди посланцев один был главным, он вел переговоры со стороной невесты. При этом прямо о причине визита говорить было не принято, родители невесты тоже ни о чем не спрашивали – им полагалось говорить как можно меньше. Приняв подарки и накрыв на стол, родители невесты давали понять, что они согласны отдать свою дочь замуж. Если же родители не накрывали стол и не брали подарки, значит, они не хотели отдавать дочь.  Во время второго или третьего захода сватов невесте и ее матери дарили платки.

На этапе сватовства родители невесты, согласно свадебному этикету, демонстрировали мнимую неприязнь к сватающей стороне: встречали гостей молчанием, сваты неоднократно уходили ни с чем. Проявлялось символическое соперничество, состязание между группами жениха и невесты. Если сваты не добивались желаемого при седьмом визите, они делали из дерева изображение бога-покровителя рода или духа болезней, накрывали его тканью и «шаманили», стремясь наслать болезнь на девушку и ее родню. Поэтому считалось, что седьмой раз отказывать сватам нельзя. Если же родители так и не давали согласия, а девушка заболевала, то приезжал шаман из поселка жениха и говорил, что нужно отдать дочь замуж за того, кто сватал, тогда она выздоровеет.

Если очередной заход сватов заканчивался согласием, то сразу устраивали угощение (поры) – звали соседей, родню. Забивали оленя. Затем начинались переговоры о калыме (тальх). Родители невесты назначали цену за дочь.  В качестве выкупа за невесту давали пушнину, сукно и дорогие ткани, несколько оленей. В целом размер выкупа был небольшой.  В песнях юганских ханты поется: «Дочку отдали, на пять халатов сукно просить я буду…» Калым осознавался как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее и одновременно как вознаграждение богам за покровительство. «Калым просили для людей и для богов».

Невеста во время сватовства оставалась дома, но должна была вести себя скромно: молчать и слушать, что говорят родители. Ей полагалось отворачиваться, прятать лицо от отца и старших братьев жениха. Если заранее было известно о приезде сватов, и родители были согласны отдать дочь, то девушка уже во время первого приезда закрывала лицо от будущего свекра старших братьев мужа. Это было своеобразным согласия на брак.

Завершение переговоров скреплялось жертвоприношением (йир) у священной передней стены дома невесты. Забивали одного оленя, принадлежащего родителям невесты. Забивал хозяин дома, а жених с невестой держали в руках веревку, которой он был привязан. Этой церемонией получали санкцию на брак у семейного бога-покровителя невесты.

Перейти на главную страницу

TEXT.RU - 95.09%

Понравилась статья? Расскажи друзьям
Давай общаться

Related Posts

Февраль 18, 2013 | Обряды и традиции | Комментарии отсутствуют Понравилась заметка Свадебный обряд:сватовство? Используй RSS ленту для чтения.

Комментировать